Литература. Женский род.
Особенностью современной российской литературы последних 15-20 лет является появление большого числа писателей-женщин. У всех на слуху имена Л.Улицкой, В.Токаревой, Д. Рубиной, Т.Толстой, И.Полянской и других. В критике даже появился термин « женская проза». Конечно же взгляды женщин на жизнь отличаются от взглядов мужчин, и в литературе это прослеживается особенно четко. Большинство писательниц далеки от злободневных политических страстей, но более внимательны к глубинам частной жизни современного человека. Душа конкретного человека для «женской прозы» не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Но это не значит, что мужчины-писатели пишут только исторические романы и криминальные боевики, где мужественные герои все проблемы решают ударом кулака, а женщины–писательницы создают любовные мелодрамы. Литература любого жанра может быть плохой или хорошей. Сегодня я хочу вас познакомить с произведениями, созданными представительницами прекрасной половины человечества. Все эти книги получили престижные российские литературные премии и стали событиями в культурной жизни страны.
Книги Дины Рубиной хорошо известны читателям: «Несколько торопливых слов любви», «Белая голубка Кордовы», «Почерк Леонардо» и другие. По ее рассказам поставлены фильмы «Любка», «Двойная фамилия», «На Верхней Масловке». Дина Рубина – лауреат российской литературной премии «Большая книга» 2007 годаза роман «На солнечной стороне улицы». В романе «Синдром Петрушки» Рубина соединила три разных жанра: увлекательный готический роман, семейный детектив и психологическую драму, прослеженную от детства до старости. Человек и кукла, кукольник и взбунтовавшаяся кукла, человек как кукла – в руках судьбы.
Марина Степнова – прозаик и переводчик, в 2012 году стала лауреатом национальной литературной премии “Большая книга» за роман «Женщины Лазаря». Эта книга о трёх женщинах, которые так или иначе, дружескими, супружескими или родственными узами были связаны с Лазарем Линдтом, прошедшим путь от беспризорника до академика. Гениальный ученый и три необычные женщины, принадлежащие трём разным поколениям, чьи судьбы пересеклись с его судьбой, чьи жизни смешались с его жизнью.
Елена Чижова – автор книг «Время женщин», «Терракотовая старуха», «Лавра», «Крошка Цахес», «Полукровка» и «Орест и сын». Человек на сломе эпох – главное во всех книгах Чижовой. В 2009 году автор стала лауреатом престижной литературной премии «Русский Букер» за повесть «Время женщин». Действие книги происходит в середине прошлого века. Дочку скромной лимитчицы Антонины воспитывают три подружки-старушки, её соседки по коммуналке. Повествование идет от первого лица каждой из пяти героинь, перемежаясь воспоминаниями, сказками, снами, реальными событиями. Ведь носительницами исторической памяти в 20-м веке в России могли быть только женщины: бабушки, сестры и матери. Поэтому и повесть так называется — «Время женщин». С этим романом перекликается другое произведение этого автора – роман «Орест и сын». Здесь прослеживается история трех поколений одной петербургской семьи: деда, отца и сына. Один был репрессирован, второй живет в вечном страхе перед необходимостью сделать выбор. Антон, сын Ореста, обычный ленинградский старшеклассник, пытается разобраться в парадоксах истории страны.
Людмила Улицкая долгие годы считалась автором семейных, женских книг «из советской жизни». Но роман «Даниэль Штайн, переводчик» и новый — «Зеленый шатер» — расширяют круг тем: история, отношения общества и государства, человека и власти, религиозные искания. В центре сюжета романа «Зеленый шатер» переплетение судеб целого поколения. Трое мальчишек, рожденных в советское время, пытаются найти себя и устроить свою жизнь. Все трое с разным происхождением и социальным статусом. У них разное окружение и разное отношение к жизни. Их судьбы переплетаются между собой и с множеством других судеб… Улицкая- лауреат множества литературных конкурсов, в том числе: премия Большая книга (2007) — за роман «Даниэль Штайн, переводчик» и премия Олега Табакова за книгу «Зеленый шатер» (2011)
Наталия Соколовская больше известна как поэт и переводчик грузинской поэзии, автор российско-грузинских проектов. Но уже первый её роман “Литературная рабыня: будни и праздники” был удостоен премии имени Н. Гоголя в 2007 году. А роман 2011 года “Любовный канон” выдвигался на литературную премию “Большая книга”.
Героиня романа «Литературная рабыня» училась в литературном институте, затем работала в разных издательствах в Москве, Тбилиси, Питере. Любила, страдала, родила сына. К тому же вокруг бурлит жизнь – взаимоотношения с коллегами, любовь и переживания в связи с нею, перемены в стране, необходимость зарабатывать деньги. Поэтому героиня вынуждена отдаться в «литературное рабство»- писать так называемые женские романы. Кажется, написано совсем просто – но при этом умно, интересно и очень женственно.
Роман Елены Катишонок «Жили-были старик со старухой» – это семейная сага об осевших в Прибалтике казаках-староверах. Роман охватывает период с начала XX века до 1960-х годов. Прекрасно написанная история семьи, которая смогла пережить очень сложные времена, но осталась сплоченной, готовой стоять друг за друга. История людей, умеющих принять и радости, и горести и даже смерть. Роман «Жили-были старик со старухой» написан просто волшебным языком с вкраплениями позабытых русских слов, – и это тем более приятно, что автор-дебютант уже почти двадцать лет живет в Бостоне.
Ксения Букша самая молодая из представленных в этом обзоре авторов. Но ее уже считают самой талантливой из поколения двадцатилетних. У девушки богатая фантазия, тонкая ирония, способность изобретательно переплетать сюжеты. Все это способствовало тому, что ее авантюрный роман о таинственной красавице «Манон, или Жизнь» не отпускает от первой до последней страницы.
Все книги, о которых рассказано в данном обзоре, есть на абонементе центральной районной библиотеки. Приглашаем вас стать нашими читателями, знакомиться с новыми писательскими именами и получать удовольствие от чтения.