Номинация “Литературное творчество”

Автор: Панова Ольга Михайловна, с. Алабуга

“Сказ о протоке Безымянной”

– Бабушка, как называется эта речушка?        

– А вот присядем мы с тобой у мосточка и прислушаемся, а реченька сама расскажет нам о себе.

– Ты откуда бежишь, река-реченька?

– Из болотинки родной, да с настоянной водой… Каждый, кто пройдёт по моему мосточку, обязательно доброе слово промолвит и в водицу мою поглядится, как в зеркало.  “Доброе утро, Реченька!” – говорит мне  хозяйка дома, что живёт много лет  на моём левом берегу.  На этом берегу дома постарше, есть которые в землю ушли… Заселять южный берег озера люди начали от Курьи и за век-то дошли до моего устья, где я с водицей Алабугской  породнилась.

Последние годы меня подзабывать стали. Раньше-то, когда мельница здесь стояла, крестьяне со всей округи на подводах бывали. Земли здесь  богатые, чернозём-батюшка радует и человека и зверя всякого, травы  в пойме всегда вдоволь.  Короткая память у ребятишек стала, забыли  имя моё  наречённое! «Речка» я для них! Правый и левый мои берега, «Заречка», хоть с востока на запад иди, хоть с запада на восток. На правом берегу улица  деревенская названа в честь меня – «Заречная».

А по старине-то, имя моё – Протока Безымянная. Давно это было,  когда Благодать Водная пришла в край наш Зауральский, имён не было ни у чего, просто болото, озеро, ключ ли, ручей. А те, что были у живших здесь раньше народов, ушли и забылись вместе с людьми, покинувшими эту землю.

«Вода камень точит, вода камень точит…», – этими  словами я родилась и живу, отсюда и имя моё «Протока», а батюшка звал-величал «Дочка-проточка», песок-камень пробью да проточу! Помню рассказ отца, его в нашем урочище звали Плёс Болотный, как в молодые годы радовались они с матерью Водой Настоянной дочке – проточке, что брала начало в родном болоте.

Во время Благодати водораздел, что в Междуречье Миасса и Течи-реки, был в силе своей, дожди и воды талые успевал прогнать да поделить. Вот тогда- то и отправили меня, Протоку, туда, где солнце почивает, свет белый посмотреть, да водицу нашу прославить. Провожали меня всей водной округой нашего Водораздела. Каждая кочечка болотная своей силушкой, настоянной на травах да кореньях, поделилась. С тех пор и цвет водицы моей стал глубокий, с дегтярным оттенком. Бежала я быстро, всему радовалась да красотой любовалась. Берёза да осина силу набирали в водице талой, серёжки примеряли одна перед другой, кто басче, да в моём отражении любовались, а по мне, так обе барыни! А ивушка да тальничок, что на моих берегах мне и вовсе родней родных, всё моё руслице неглубокое так с двух бережков и убрали. Леса да колочки  на пути мне тропку указывали, а я с ними водицей делилась, помня наказ батюшки «быть благодарной, на добро не жадной». Хоть в «поприще», хоть в «верстах»… проторила я их около пятнадцати, чаша матушки-землицы на пути моём, как блюдце с зелёно-берёзовой каёмочкой. Работы много, да вижу не одна я здесь: родники-ключики земные котловинку озёрную уже наполняют. А ещё братцы Дожжок и Снежок мимо не пролетают, крупнокопытень водой питают. За работой время быстро пролетело, славное зеркало получилось, каждое облако-тучка смотрело и улыбалось своему отражению в кудрявой раме лесов.

По осени, помню, снежок траву укрыл, ночью ледком подёрнулась я от бережков, задремалось мне, а тут и зима. Отдохнула, льдом укрытая, а с весны ранней до осени золотой всё любовалась озером, видя, как птица озерная да болотная гнёзда строила, птенчиков малых выводила, в моих камышиках от зверя дикого хоронила и на крыло ставила. А рыбы в озере видимо-невидимо: карась, белорыбица, краснопёрка, гольянов бессчётно, а  мормыша-покормыша и того больше.

А иногда кочевые люди, что с восхода приводили коней на водопой, поднимали руки к небу и говорили нараспев:Алла, буга! Алла, буга! – что значило “божья рыба”. С тех пор и я котловинку эту обжитую тоже стала называть Алабуга.

По весне задумала я на закат посмотреть, узнать, где солнце западает. Выглядывала, выглядывала да и промыла – проточила берег. Так в том месте и сейчас «Промой».  В год, водой богатый, сухой ногой не пройдёшь, зверь тот, где на махах, а где и вплавь через «Промой» идёт. «Промой, промой, пора домой…»  Вернулась и я, вспомнив  наказ батюшки «водицу Закаменную прославить», и  вместе с Водицей Алабужской на другую уж вёсну на север отправилась.

«Вода камень точит, вода камень точит…», так и пошла протока на полночь, то есть на север по-нашему. Северный берег ниже полдневного – южного, уклон так  и тянет землю проточить да промыть. Так вёрст двадцать с небольшим и торились. Передохнули у Сухой берёзы и дальше на полночь.  Когда мимо низинки протекала, услышала говор птицы Божьей-лебедя, а после это место так и прозвали «Лебяжье поле».

На пути протоки опять чаша земная, поболе алабужской, а рядом плошки озёрные, глазами глядят, а травища  коню по круп. Дикий зверь, воду почуяв, рядом бежал, а птица над водой летела. Вот протока и понесла свою воду цвета дегтярного дальше и дальше…   А протоке соединяющей озёра Алабуга и Беликуль  дали название Ирчак.  А водица «дегтярная» бежит дальше…Озеро Беликуль даёт начало правому притоку реки Течи, Абазызаку. Другой народ, иной слог – стало название звучать Басказык, что значит  трава, зелень в краю озёр.  Басказычка в Течу, Теча в Исеть-реку, Исеть в Тобол, Тобол в Иртыш, а Иртыш в Обь-матушку, а Обь в море льдом обильное, Ледовитое».                                                                                  

Загрустила наша водица «дегтярная», родного леса не увидишь, а человека того реже…Гуси, прилетавшие с родных болот, крылами помашут да перо обронят. Водица подхватит его нежно, а сама всё места родимые вспоминает: черёмуху да боярку, смородинник да костянику, полянки земляничные да болота клюквенные.

– Вот бы мне пером-облаком опуститься на болотинку родную,  в междуречье Течи и Миасса.  

Коротким северным летом решила  наша водица-девица вернуться к отцу-матушке. Как солнышко пригревать стало, поднялась она светлым облачком, да сама не заметила, как с Северным ветром, да через Гнилой угол  принесло её тучу на родину малую, пролилась она на леса да колочки Зауральские. Пока Протока в дальних краях водицу нашу прославляла да трудилась на благо всего живого, Люди всем Землям и Водам имена дали, а Протока, так и осталась Безымянная. Вот тебе и весь сказ, а Протока Безымянная и сейчас несёт свою водицу-темнолицу, но нет в ней уж той резвости да силы, что несли её на дальние вёрсты по великой Сибири до Ледовитого моря-океана.

Мал родничок, да дорог рекам и озёрам зауральским. А роднику  малому земля своя дороже чужбины, хоть она бескрайняя и великая.

Вам может также понравиться...